История рекламы в России

 

Зарождение рекламы на Руси началось с 15 века криками глашатаев и торговцев на городских площадях, пророчествами юродивых на паперти и сохранялось в таком виде до 16 века – века начала книгопечатания.

Именно с началом книгопечатания на Руси начинают появляться лубочные (народные) картинки и летучие листки. Лубки называли вначале «фряжскими» — т.е. итальянскими, иноземными, так как техника исполнения была перенята у европейцев. В основе их лежит ксилография, искусство создания гравюр на дереве. Тематика картинок была как серьезной (религия, политика), так и развлекательной (басни, сказки, сатира, коммерческая реклама). Лубки входили в каждый дом — от царских палат, до убогих крестьянских изб, так как информация, представленная в них, была очень проста и доходчива. Именно эта доходчивость, выражаемая грубостью и отсутствием вкуса, сыграет, в дальнейшем, свою роковую роль (в 1674 году глава православной церкви запретил покупать такие листы).

Тем не менее, мастерство лубка продолжает развиваться, и все больше начинают походить на образцы наглядной торговой рекламы. Лубки 18 века, например, пропагандируют различную иноземную продукцию «Французский магазин помады и духов» (Рисунок изображает стол, на котором множество банок и склянок с французскими этикетками. Мадемуазель подает франту помаду, а тот капризно спрашивает: «Французское ли это?» И слышит в ответ: «О, мсье! Самое свежее!»).

Аналогичным образом повсеместно начинает рекламироваться ранее запрещенный табак. Имеют место летучие листки, касающиеся пропаганды профилактики опасных заболеваний (на одной из картинок изображены были две крестьянки: одна здоровая, румяная, пригожая, другая — обезображенная оспой, к подолу каждой из них прильнули по трое ребятишек), картинка рассказывала о необходимости прививок против оспы. Во всех случаях, какую бы информацию не несли лубки, все они с помощью красочных противопоставлений ловко убеждали людей.

Параллельно с развитием ремесленного художества, каковым было производство лубков, совершенствовалась профессиональная гравюра.

«В конце 17 столетия фряжский стан для печатания эстампов по меди заведен был при Придворной, типографии». С продукции именно этого стана в русской культуре ведет начало жанр конклюзии — соединения гравированного, часто аллегорического изображения с текстом приглашения на какое-либо мероприятие, с краткой программой этого события. Конклюзии 17 века — предки таких рекламных жанров как афиша и театральная программка.

В отличие от прогрессивной заграничной Российская реклама оставалась на примитивном уровне вплоть до 18 века. В 1703 году на свет появились петровские Ведомости – единственный источник информации — газета доступная для более широкого круга читателей, предтеча Ведомостей – «Куранты» выходили тиражом в 2 экземпляра. Ведомости содержали в себе объявления, но широкомасштабной рекламной деятельности газета не вела, к тому же выходила нерегулярно.

С 1728 года на смену «Ведомостям» приходит новая газета «Санкт-Петербургские ведомости», — издававшаяся Академией наук. Издание выходило регулярно (в первый год издания еженедельно, а затем два раза в неделю). В ней одно из ведущих мест в отделе объявлений занимают списки книг, изредка появляются коммерческие объявления.

В середине 18 века раздел объявлений по своему объему сравнялся с основной информационной частью газеты. Объявление становилось если не единственной, то основной формой информации об экономической и культурной жизни.

В 1756 году под эгидой Московского университета начала выходить газета «Московские ведомости». Структура и организация материала в газете были подобраны по образу и подобию Санкт-Петербургских ведомостей. Отличительной чертой являлось лишь новшество знаменитого просветителя Н. И. Новикова (1744—1818), который взяв в аренду типографию Московского университета, редактировал «Московские ведомости» с 1779 по 1789 год, введя в нее обстоятельный библиографический отдел (рубрика «О российских книгах»).

В первой трети 19 века появляется «Московский телеграф» Н. А. Полевого (1796—1846). Именно этот журнал печатает образцы зрелой рекламы под рубриками «Московские записки», «Отечественные известия» и «Модные обычаи».

«Северная пчела» — одна из первых стабильно издававшихся в течение долгого времени частных русских газет печатала новости о зрелищах, новых книгах и моде. Иногда на страницах издания появлялась скрытая реклама, невзначай превозносившая качество той или иной продукции.

Основная доля коммерческих известий и коммерческой рекламы приходилась на орган департамента внешней торговли «Коммерческая газета» (1825—1860) и частный еженедельник «Купец» (1832—1835). Последний издавался на трех языках — русском, немецком и французском — и ставил своей целью способствовать успехам отечественной промышленности указывать торговые дома, фабрики, заводы способствовать сбыту их продукции.

С отменой крепостного права в 1861 году и ускоренным развитием капиталистических отношений отменяется предварительная цензура и ограничения на публикацию коммерческих объявлений в газетах. Изменившаяся ситуация способствует возникновению значительного числа новых периодических изданий. Среди них стремительно завоевывал популярность «Голос» А. А. Краевского (1863—1884), «Петербургский листок» (1864—1916), «Московский листок (1881—1916) и др. Зарождались первые рекламные агентства. Популярность рекламных объявлений настолько возросла, что приобретала гипертрофированную форму. Рекламные тексты начинали вытеснять иные публикации, вызывая протест и негодование читателей.

В советский период реклама не являлась инструментом конкурентной борьбы, точнее рекламы в принципе не существовало, а если и появлялись объекты отдаленно напоминающие рекламу то несли в себе чисто информационный характер. Хотя до 30-х годов реклама еще держалась и проявляла себя определенным рекламным стилем под названием «Русский авангард», основоположниками этого стиля были такие признанные художники, как К. Малевич, В. Татлин, Л. Лисицкий, А. Родченко. На международной выставке рекламы в Париже поэт В. Маяковский получил высшую награду. В. Маяковский верил в необходимость существования рекламы.

Осознавая необходимость существования рекламы, В. Маяковский работал над созданием рекламы в период 1923 — 1930 годов, вот образец одного из его текстов: «Лучших сосок не было и нет, готов сосать до старых лет! Продаются везде. Резинотрест.». Практически до 80-х годов русскую рекламу положили на длительное хранение и лишь в 1980 году в Москве и Ленинграде появились световые рекламы внешнеторговых объединений социалистических стран, которые разбавили повсеместно выставленные лозунги: «Слава КПСС!», «Слава труду!», «Летайте самолетами Аэрофлота!», «Храните деньги в сберегательной кассе!».

После перестройки реклама ворвалась в нашу страну стремительно и феерично, вызывая возмущение, негодование и одновременно необъяснимый восторг. Только с появлением множества индивидуальных предприятий и кооперативов после 1986 года возникла конкуренция и появилась настоящая реклама, необходимая для привлечения клиентов, сначала в печати и на радио, а затем на телевидении, в виде рекламных уличных щитов и т.д. Сегодня вряд ли можно представить общество без рекламы, как и прежде реклама, вызывает широкий спектр чувств, иногда разноречивых, но, безусловно, ни у кого уже не возникает сомнений в ее нужности, необходимости.

Российская реклама широко использует самые различные методы, как новые, практически неизвестные в мировой практике находки, так и традиционные, без сомнения эффективные. Сегодня реклама в России сделала значительный шаг вперед, по сравнению с совсем недавним прошлым.