История радио-рекламы

 

История радиорекламы

Исторический отсчет радиорекламы можно начать с 1922-х годов (в течение двух лет радиостанции вещали без рекламы). Первая в Америке коммерческая радиопередача вышла на питтсбургской радиостанции в 1920 году. Принять ее в то время могло меньше тысячи радиоприемников. В 1921 году в США начинается настоящий радиобум (с сентября 1921 года, за 6 месяцев, продали 0,5 млн. различных радиоприемников). В 1929 г радиоприемник имеется в двух из 5 семей Америки, а в 1940-м году — в 4-х семьях из пяти, количество радиостанций с лицензиями увеличивается (1920 году их было 30, а в 1923-м уже 576), соответственно появляется, совершенно новое рекламное средство – радиореклама. Эти годы считаются «золотыми годами» радио и радиорекламы. Особенной популярностью реклама на радио пользовалась в экономически развитых странах, привлекая внимание миллионов слушателей.

С появлением телевидения (перед второй мировой войной) радио отошло на второй план, но в шестидесятых годах снова вернулось, обогащенное различными новинками.

Затем радио стало замечательным средством передачи информации на местном уровне, и локальные рекламные фирмы отдавали радио, по данным американских специалистов, свыше 60 % своей рекламы.

В 1930-е годы, особую популярность получили радиосериалы, так называемые «мыльные оперы» (так позже стали называть и телесериалы). Такое название длинные сентиментальные истории, выходившие в эфир ежедневно небольшими частями, получили от своих первых спонсоров — производителей моющих средств. Среди них были, например, производители известной до сих пор зубной пасты.

27 января 1931 года в эфире Голубой Сети NBC состоялся дебютный выход программы CLARA, LU'n EM, при помощи которой Colgate-Palmolive-Peet Company продвигало свое мыло Super Suds. На протяжении всей программы эфирные персонажи – три милых женщины, Клара Роач, Лу Кейси и Эмма Крюгер, живущие в маленьком городе – болтали обо всем, от проблем в семьях и высоких цен в магазинах, до интерьера лавки бакалейщика и политики. Поначалу программа выходила в эфир со вторника по субботу, в 22:30. Большинство радиосериалов в то время транслировались в промежутке от 18 до 20 часов, однако через некоторое время спонсоры решили, что можно звучать в дневном эфире. 15 февраля 1932 года программа «переехала» на 10:15 утра, теперь она выходила ежедневно. Шоу CLARA, LU, 'n EM стало первым в истории ежедневным сериалом, выходившим в эфир в дневном сегменте большой сетевой станции. Программа стала хорошей альтернативой традиционным дневным передачам о приготовлении вкусной и здоровой пищи, которые до этого доминировали на сетевых станциях. Ее успех открыл дорогу другим дневным шоу, и в частности – OXYDOL'S OWN MA PERKINS, первому радиосериалу, спонсором которого стала компания Procter & Gamble.

Естественно, в России при советской власти радио было главным средством политической пропаганды и никакой речи о рекламе быть не могло. Тем не менее, потребность в оперативном коммерческом информировании населения существовала, и наиболее подходящим средством для этого было радио. Поэтому во второй половине XX века на советском радио появилась реклама в блоках информационных объявлений, которые выходили в утренние и дневные часы. Рекламные объявления, которые заказывали, как правило, промышленные и торговые предприятия, читали дикторы. Настоящая коммерческая реклама впервые появилась в 1990 году на частной радиостанции «Европа плюс Москва».

На начальных этапах популярной формой радиорекламы было спонсорство. Рекламодатели финансировали различные программы (комедийные, ток-шоу, музыкальные), получая взамен рекламу, читаемую диктором. Позже особую популярность получили рекламные песни (джинглы).

К 1950-м годам радиостанции становятся более специализированными, рассчитанными на определенную аудиторию — по географическому признаку, возрасту, музыкальным пристрастиям и т.д.

Исторические ляпы

В основном рекламные нелепости происходили в прямом эфире, именно так вешалась раньше реклама.

Ранним утром 21 сентября 1939 года Артур Годфри, как обычно, вел утреннюю программу SUNDIAL (солнечные часы) вашингтонской радиостанции WJSV, посвященную музыке. В определенное время он должен был прочесть в эфире объявление, рекламирующее новую кинокартину, однако внезапно, не успев добраться даже до середины текста, оглушительно чихнул прямо в микрофон. Помолчав пару секунд, Годфри извинился, хихикнул и сказал: «Я всегда мечтал узнать, что произойдет, если я чихну в эфире. Теперь я знаю!». После чего, как ни в чем не бывало, дочитал объявление.

Чихание и кашель стали очень серьезной проблемой прямого эфира, так журналист NBC Фрэнк Блэйр вел в прямом эфире очередной выпуск новостей. К концу информационного блока Блэйра одолел приступ неудержимого кашля, его спасло только то, что сразу за новостным блоком следовал рекламный блок, начавшийся роликом, рекламирующим сироп от кашля. Издаваемые им в прямом эфире звуки были восприняты слушателями как начало этой рекламы. Хотя коллеги журналиста считали, что он придумал этот ход специально, в расчете на премию от спонсора.

А вот еще одна история, связанная с кашлем в прямом эфире, она случилась в 50-х, как раз в тот момент, когда бурно обсуждался вред, наносимый организму курением. Табачным компаниям, часто спонсировавшим радиопрограммы, менее всего нужен был ведущий, хрипло кашляющий во время прочтения их рекламных объявлений. Тем не менее, такой ведущий нашелся, им стал диктор программы GANGBUSTERS. Примечательно, что приступ кашля охватил его именно в тот момент, когда он начал зачитывать рекламу сигарет.

С совершенствованием радиорекламы число рекламных ляпов не уменьшается, только связаны они не с посторонними звуками проскакивающими в прямом эфире, а с нелепостью рекламных текстов.

«СПИД и наркомания: сделай правильный выбор!»

«С тёмной кожей выглядишь дороже»(реклама солярия).

— А сейчас перед вами выступит ведущий специалист по разработке и тестированию противозапорных препаратов. — Уважаемые радиослушатели!.. Ой, я вернусь через минутку...(медицинская реклама по радио)

« Колбаса «Смачно» — любовь с первой палки!»

История современности

Современная российская радиореклама становится все более информационной, но к сожалению менее креативной. Однако встречаются неоднородные работы, есть очень хорошие идеи. В отличие от истоков радиорекламы сокращается количество джинглов, растет количество диалоговой рекламы, наиболее приближающей рекламодателя к слушателю.

На сегодняшний день Российский рынок радиорекламы составил 8,7-8,8 млрд руб.

Согласно прогнозам экспертов, объем радиорекламы будет расти.

«Растет количество машин на дорогах, люди в них обычно слушают радио, поэтому аудитория этого носителя увеличивается, и он становится интересным сегментом. На ближайшие два-три года рынок будет привлекательным для инвесторов».