История мировой рекламы

 

Делать деньги без рекламы может только монетный двор.

М. Т. Бабингтон

 

Эпиграф

       Вряд ли сегодня нужно объяснять кому- либо, что умелая реклама является мощнейшим средством, в реализации любой идеи. Блуждая в разнообразии торговых марок, покупатель ориентируется на рекламу, как на информационный источник об этом товаре, он еще не знаком с товаром, но уже много слышал о нем и поэтому выберет именно его. Реклама-это эффективная связь потребителя с производителем.

Примитивные варианты рекламы возникли еще в древние века, эффективность рекламы доказана тысячелетиями. И даже большинство людей нелестно отзывающихся о рекламе по статистике при выборе того или иного продукта опираются на информацию полученную из рекламы. Во все времена реклама откликалась на запросы и настроение общества, подстраивалась под его стандарты.

ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ

       Простейшие формы рекламы существовали еще до нашей эры. Одним из первых, дошедших до нашего времени рекламных обращений считается египетский папирус, ныне хранящийся в Британском музее. Текст посвящен продаже раба и гласит следующее: «Он прекрасно слышит обоими ушами, видит обоими глазами. Гарантирую его умеренность в пище, честность, покорность».

Современные исследователи считают одним из древнейших рекламных сообщений камень с высеченной надписью, найденный в развалинах города Мемфиса. Надпись гласит: «Я, Рино с острова Крит, по воле богов толкую сновидения».

В Древней Греции и Риме рекламные объявления писали на деревянных досках, гравировали на меди или кости, зачитывали в местах скопления народа.

Рекламные объявления помещались так же на специально выстроенных побеленных стенах – «амбусах», на стенах жилых домов, они содержали информацию о гладиаторских боях, продаже рабов, домашних животных и т. д. Одна из настенных надписей в Помпее, например, расхваливала политического деятеля и призывала людей отдавать за него свои голоса.

Важнейшим средством распространения информации в древних государствах являлся так называемый институт глашатаев. Профессия глашатая предназначалась для повседневного информирования людей, они ходили по улицам и громким голосом вещали различную информацию, начиная от оповещения официальных событий до сугубо торговой рекламы.

Еще одной ранней разновидностью рекламы было клеймо, которое производители ставили на своих товарах. По мере того как молва разносила сведения о репутации производителя, покупатели начинали искать товар с его клеймом.

Античная культура, отличающаяся своей изысканностью, породила довольно зрелые формы рекламной деятельности. Для создания рекламных образов использовались особые, более интересные словесные, письменные и изобразительные приемы.

Началу новой эры в развитии рекламы положил печатный станок, изобретенный в 1450 году Гуттенбергом.

В 1466 году появляются печатные рекламные объявления, которые вывешиваются у входов в соборы, университеты и гостиницы.

Образец рекламно-печатного продукта, датированный 1472г. информировал о продаже прихожанам молитвенника.

Затем появляется еще один новый рекламный продукт — каталог с указанием цен на книги (1498 г.).

Все чаще и чаще на городских стенах стали появляться печатные листовки, рекламирующие не только различные виды товаров и услуг, но и несущие в себе множество информации, неугодной властям, поэтому начинают приниматься меры, ограничивающие распространение той или иной информации. Но как показывает исторический опыт, любое торможение вызывает сопротивление и поэтому всевозможные ограничения не только не остановили рост количества видов и форм рекламы, но и подтолкнули на создание новых выразительных средств ее проявления.

Для удовлетворения жажды общества в получении новой информации появляется необходимость создания специальных организаций занимающихся сбором и распространением новостей. В Англии появляется «newsmen» , во Франции — нувелисты, в Италии – новелланти, т.е. сборщики и разносчики новостей. У них появляются постоянные места встреч, устойчивые источники получения информации среди различных слоев населения. На этой базе позже формируются информационные бюро, они, как правило, обосновываются в крупных городах на пересечении торговых путей.

В 1629 Теофраст Ренодо (1585 — 1643) получает разрешение от короля на организацию Адресного бюро. Вскоре в Париже появляются объявления, от всех лиц, желающих продать, купить, взять на прокат, отдать в наем, обменять и т. д. Поместить такое объявление мог любой желающий за три су.

В ноябре 1630 года по соблаговолению кардинала Ришелье Адресному бюро дано было официальное разрешение распространять информацию на всей территории Франции. Это послужило толчком к изданию первой французской еженедельной газеты, которая начала выходить 30 мая 1631 года под названием «Gazette». В ней публиковалась разнообразная информация из других стран и официальные внутренние новости. Тираж газеты первоначально составлял 1200 экземпляров, в каждом номере присутствуют рекламные объявления. Параллельно с «Gazette» Теофраст Ренодо издавал листок объявлений Адресного бюро. Этот листок впоследствии превратился в журнал «Petites Affiches» («Маленькие афиши»).

Аналогичные рекламные издания существовали в Бельгии. Так же как и во Франции, они образовались из печатных листков. В Бельгии этим занимался А. Верховен.

Позже и Английские газеты начали публиковать рекламные объявления. Во время правления Кромвеля окрепло третье сословие и стало интенсивно осваивать международные торговые пути. В это же время на рынке появился чай, кофе, шоколад и другие продукты, привозимые с других континентов. Купцам было необходимо продать эти необычные товары. Для этого была организованна массивная рекламная компания. Появились вывески и листовки призывавшие посещать чайные, кофейни и лавки, торгующие колониальными товарами. Также появились красочные вывески и плакаты, рассказывающие о новых продуктах.

В 1657 году в Англии открылось первое рекламное издание «Public Advertiser» (Публичный рекламист). Редакция помещалась на Таймс-стрит.

В 60-е годы в Англии зарождаются первые рекламные агентства, собирающие информацию у населения и продающие ее всем желающим. Иногда эти конторы размещали объявления в газеты, но в основном выпускали собственную литературу (News letter).

Многие газеты стали существовать за счет рекламных объявлений, в них размещаемых. Они были заинтересованы в привлечении рекламодателей, поэтому некоторые из них распространяли часть тиража бесплатно. Одной из первых подобную акцию осуществила «City Mercury» (Городской Меркурий). В 1673 году эта газета сообщила читателям, что один раз в неделю тысяча экземпляров будет распространяться бесплатно в наиболее людных местах английской столицы.

В середине 17 века английская реклама перешла на новую стадию развития, превратившись из простого передатчика информации в заинтересованное лицо, стремящееся улучшить сбыт товара.

Джон Хоутон издает периодический сборник объявлений «A Collection for the Improvement of Husbandry and Trade». Все объявления в его сборнике подобраны по особому стилю и эмоциональной окраске. Создатели подобного сборника не только рекламировали товар, но и ручались за качество рекламируемых предметов.

К концу 18 века в большинстве европейских стран сформировались специализированные рекламные издания. Они стали дифференцироваться по тематике помещаемых объявлений («Afficha» (Афиша), «Announse» (Анонс),"Morning Post", «Morning Chronicl»).

В американских колониях одной из первых газет, специализирующихся по рекламным объявлениям, явилась «Уикли Ньюс» ее традиции продолжила"Бостон Ньюслеттер" -1704г.

Большое количество рекламы публиковала газета, созданная Бенжамином Франклином в 1729 г., именно с его именем связывают расцвет рекламы в США, называя Франклина отцом рекламы. Его «Газетт» не только имела самый большой тираж, но и самый большой объем рекламных объявлений среди всех издательских коллегий Америки.

В 1752 году в Англии был принят первый закон о рекламе, регламентирующий рекламную деятельность.

Технический прогресс порождает избыток некоторых товаров нуждающихся в продаже, без рекламы распространить эту продукцию практически невозможно, таким образом, появляются первые рекламные агенты, грамотно рекламирующие товар.

Следующий скачок в развитии рекламного дела наблюдался с появлением фотографии в 1839 г., рекламный текст стал дополняться фото иллюстрациями, упрощающими восприятие, придающими информации большую достоверность, правдивость и привлекательность, а с появлением радио и телевидения на потребителя обрушился бурный поток всевозможной рекламной информации.

В 1950-е годы общий оборот рекламной индустрии составлял 10 миллиардов долларов в год.

В семидесятые этот оборот вырос с 40 миллиардов до 80.

В восьмидесятые успешно пересек черту в сто миллиардов.

С 70-х по 90-е годы объем рекламы в газетах уменьшается, заполняя собой все телевизионное пространство. Масштабы радио-рекламы имеют незначительный, но стабильный уровень. Появление новых более совершенных средств массовой коммуникации (интернет) дало возможность рекламе достигнуть гигантских масштабов.

Реклама – великая сила, она заставляет человека нуждаться в том, о чем он ранее даже никогда не слышал.

       «Без рекламы произойдет самое ужасное — не произойдет ничего» Том Бискарди.