Бренды


Мы живем в мире брендов, известных торговых марок, фирм, организаций. С раннего утра и до позднего вечера мы находимся в в плену зубных паст, мыла, духов, кофе, чая, автомобилей и многих других «брендовых» вещей.

Сегодня на отечественном рынке преимущество за иностранными брендами, наши производители еще очень мало заботятся о своем бренде, он появляется спонтанно, когда нужно расширить ассортимент или загрузить производственные линии, или ослабевают рыночные позиции товара.

Бренд (англ. brand — марка) — термин в маркетинге, символизирующий комплекс информации о компании, продукте или услуге. Бренд выполняет серьезную миссию, позволяющую выделить компанию или продукт по сравнению с конкурентами. Успешный бренд – это не просто громкое слово, это ответственность перед потребителем за высокое качество товара. Поэтому настоящий бренд – это репутация, имидж, ассоциации, возникающие в сознании людей, когда они слышат или видят его атрибуты (шрифты, дизайн, цветовые схемы и символы).

Слово «бренд» произошло от древнескандинавского «brandr», которое переводится, как «жечь, огонь». Так называлось тавро, которым владельцы скота помечали своих животных.

С юридической точки зрения бренд рассматривается как товарный знак, обозначающий производителя продукта и подлежащий правовой защите.

С точки зрения потребительской психологии (consumer research) — бренд — информация, сохраненная в памяти потребителя.

Стоимость создания и продвижения бренда

На Западе, по разным оценкам экспертов, на создание и продвижение бренда тратится 20-50 миллионов долларов, а у нас пока достаточно одного миллиона. Именно поэтому наши бренды находятся в затмении.

Истории из жизни некоторых брендов

Adobe — названа в честь реки Adobe Creek, которая текла за домом основателя компании Джона Ворнока (John Warnock)

 

Adidas — в честь одного из основателей фабрики по пошиву обуви Ади Даслера (Адольф Даслер). Изобретательный

Ади переделал велосипед в машинку для разделки шкур. Его сестры и мать делали выкройки из холста. Ади и его старший брат Рудольф (или Руди по-семейному) и отец кроили обувь. Первой продукцией семьи Дасслер были спальные тапочки. Материалом для них служило списанное военное обмундирование, а подошвы вырезали из старых автомобильных покрышек.

 

История компании Apple начинается с 1976 года. Долгое время создатели компании безрезультатно пытались найти название для своего бизнеса, после чего один из основателей компании Стив Джобс (Steve Jobs) объявил своим партнерам ультиматум: «Я назову компанию Apple, если к пяти часам утра следующего дня никто не предложит более удачного названия…» Его слова стали пророческими. По одной исторической версии Apples Macintosh – название сорта яблок, продававшегося в США, а Стив Джобс очень любил эти фрукты; по второй версии — Стив Джобс любил Битлз, а Apple это их студия звукозаписи, согласно третьей версии именно это яблоко упало на голову великого ученого Ньютона

 

Canon — когда Лаборатория точных оптических приборов в Японии начала разработку первой 35-миллиметровой фотокамеры, было придумано название — Kwanon, что является именем японской богини милосердия. Эмблема компании тех времен включала в себя изображение многорукой богини. Когда же разработка камеры была успешно завершена, название было изменено на Canon, чтобы легче было продвигать устройство на международном рынке.

 

Casio – марка названа в честь Касио Тадао (Kashio Tadao), предпринимателя основавшего компанию в 1946 году.

 

Daewoo — «Большая Вселенная», именно так переводится с корейского это слово, основатель компании Ким Ву Чонг (Kim Woo Chong) явно имел большие планы.

Google — название произошло от слова Googol, означающее единицу с двумя нулями — 100. А Google было написано на чеке, который основатели этого проекта (среди которых, кстати, бывший россиянин — Сергей Брин) получили от первого инвестор

 

HP (Hewlett-Packard) – названа именами основателей: Билла Хьюлетта (Bill Hewlett) и Дэйва Паккарда (Dave Packard), чтобы решить чье имя будет стоять первым, пришлось бросить монетку. Исход жребия ясен всем

Honda – носит имя основателя Soichiro Honda, инженера, автогонщика, организовавшего в 1946 году работу компании под названием «Институт технических исследований Хонда» (Honda Technical Resear ch Institute). Однажды, прикрепив к своему велосипеду двигатель, Соитиро создал мопед, затем собрав еще десяток таких агрегатов, решил заняться их массовым производством.

Lotus – по легенде Митч Капор (Mitch Kapor), основатель компании, занимался медитацией, отсюда и название (поза лотоса)

Mitsubishi — по-японски означает «Три бриллианта». Название отображено и в логотипе компании.

Victoria’s Secret — однажды Рой Реймонд решил сделать своей жене подарок и отправился в магазин в поисках красивого женского белья. Он долго бродил среди стеллажей с продукцией, растерявшись в «потусто роннем» мире женских принадлежностей. И даже продавцы, обученные обслуживать женщин, не смогли помочь ему сделать покупку. Так Рой и ушел с пустыми руками, но с революционной идеей. В 1977 году он открывает свой первый магазин — «Victoria’s Secret», назвав его в честь английской королевы Виктории.

 

KFC – дословно переводится на русский, как «Жареная курица из Кентукки», одна из старейших сетей фастфуд ресторанов в США была основана Гарланом Сандерсом (1890—1980).

 

Pampers изобрел ведущий химик-технолог компании «Procter & Gamble» Виктор Миллз, помогавший своей дочери ухаживать за детьми, приходилось многократно вытаскивать из под собственных внуков мокрые пеленки, стирать и сушить их. Процесс настолько опостылел, что ему в голову пришла идея одноразовой «пеленки», которую планировалось поместить в трусы особой формы. Первые модели Миллз испытал на собственных внуках и правнуках, времени у него было достаточно.

 

Sela в переводе с иврита означает скала, основатель компании — Борис Остроброд, эмигрировавший из СССР в начале 90-х годов в Израиль. Там он поселился в Тель-Авиве и занялся торговлей. Начав с продажи купальников, он победоносно закончил известным брендом.
Nike в дословном переводе, происходит от имени богини победы. Основатель компании Фил Найт был бегуном на средние дистанции в команде Орегонского университета, он был крайне недоволен качеством Американских кроссовок. Найт решил исправить ситуацию исоздать компанию Blue Ribbon Sports, которая производила бы дешевые американские кроссовки, которые по качеству не уступали бы немецким Adidas и Puma. Найт пришел к выводу, что реализовать качественные, и в тоже время недорогие кроссовки можно только, производя их в Азии. В 1964 году, вложив в дело по 500 долларов, Найт и его тренер Бауэрман заказали 300 пар кроссовок у японской компании Оницука Тайгер (в настоящее время ASICS). Фил стал продавать японские кроссовки в США прямо из своего фургона.

Потихоньку бизнес стал перерастать из простой перепродажи чужих кроссовок в производство своих под брендом Nike.

 

 Pepsi — впервые изготовлена в 1890-х годах в Нью-Берне, Северная Каролина фармацевтом Калебом Брэдхэмом (Caleb Bradham). 28 августа 1898 года «Brad’s drink» был переименован в «Pepsi-Cola». Торговая марка Pepsi-Cola зарегистрирована 16 июня 1903 г. По одно из версий название «пепси» Калеб Брэдхэм произвёл от словадиспепсия. Из версий название «пепси» Калеб Брэдхэм произвёл от слова диспепсия.

 

Coca-Сola — логотип напитка существует уже 117 лет и вместе с самим напитком приобретает все большую популярность. Этот логотип нарисовал бухгалтер по имени Фрэнк Робинсон, который был другом создателя легендарного напитка — фармацевта Джона Пембртона . Именно Робинсон в 1886 году придумал название напитка и настоял на том, чтобы заменить букву «K» в слове «Kola» на «С». Он был уверен, что две буквы «С» в логотипе будут лучше смотреться.

 

Playboy — уже давно вышел за рамки журнала, логотипом которого он является. Он украшает модные аксессуары и т.д. Создатель этого логотипа, художник и дизайнер Артур (Арт) Поль получил дизайнерское образование в Институте искусств в Чикаго и в Институте дизайна. Будучи еще фрилансером, он в 1953 году нарисовал логотип с кроликом для журнала «Плейбой» (аналогия ясна) и создал макет первого его номера, чтобы нарисовать кролика, у арт-директора «Плейбоя»

 

Shell – казалось-бы почему морской гребешок, ведь компания занимается топливом? Изначально с 1891 года Shell занималась морской транспортировкой керосина, отсюда и появился логотип связанный с морем.

 

Sony — корпорация была основана Акио Морита и Масару Ибука 7 мая 1946 года. В самом начале она называлась «Tokyo Tsushin Kogyo Kabushiki Kaisa» или сокращённо Totsuko, но, как выяснилось, это очень тяжело произносить американцам. Современное название «Sony» произошло от латинского слова «звук» — соннус.

 

Mercedes-Benz — звездочка с тремя лучами появилась на логотипе с открытки, которую нарисовал Даймлер Готлиб, один из основателей компании. Три луча обозначали три стихии – землю, воздух и воду – для которых планировалось производить машины.

 

Марка Lipton появилась благодаря замечательному человеку, серу Томасу Липтону, который сделал чай доступным по цене и отличным по качеству. Создатель одной из самых знаменитых торговых марок в мире свой первый магазин открыл с капиталом в 180 фунтов стерлингов. К концу жизни его состояние выросло до нескольких миллионов, а имя стаало почти синонимом словосочетания «чай в пакетиках». Жизнь Томаса Липтона была полна интереснейших историй, вот одна из них: «Как-то раз Липтону пришлось сопровождать груз чая по Красному морю. Перегруженный корабль вдруг начал тонуть. Чтобы спасти судно, матросы стали выбрасывать тюки с товаром за борт. «Подождите!» — крикнул хозяин компании, схватил красную краску и начал быстро что-то писать на тюках. Через несколько минут волны прибили к берегу тюки с ярко-красными надписями: «Пейте чай Липтон!».

 

Ahmad Tea London – старейшая семейная британская компания была основана в Англии, в графстве Гемпшир, в 1946-м году представителем династии производителей чая Ахмадом Афшаром, давшим компании и марке свое имя.

Рейтинг популярности

В ежегодном рейтинге Brand Finance «500 самых дорогих брендов в мире» лидером этого года стал интернет-гигант Google, бренд компании Google оценивается в $44,3 миллиарда, сравнительно ненамного опережая бренд корпорации Microsoft, занявший 2 строчку со стоимостью $42,8 млрд.

Компании Apple всего за год удалось подняться в рейтинге с 20 на 8 место с оценочной стоимостью $29,5 млрд. Телеком-оператор Vodafone лидирует среди британских брендов и занимает 5 место среди мировых брендов.

Компания Coca-Cola впервые не вошла в десятку лидеров и заняла 16 место.

Из российских компаний самой дорогой торговой маркой стал «Сбербанк», занявший 65 строчку. Кстати, «Сбербанк» — единственная российская компания, вошедшая в первую сотню мирового рейтинга.

Далее следует «Газпром» (208 место), «Билайн» (243 место), МТС (304 место), «Лукойл» (348), «Роснефть» (370 место) и дебютировавшая в этом году сеть продовольственных магазинов-дискаунтеров «Магнит» (422 место).